Они рядом. Они синантропные
Почему чайки, не чеховские, а морские, заполонили Магадан
Ключ к пониманию разросшейся до небывалых размеров агрессивной колонии птиц знает доктор биологических наук из ИБПС Александр Андреев. Ученый-орнитолог рассказал «МП» о причинах аномального роста численности чаек.
До конца 1980-х годов общая численность чаек составляла около 150 тыс. особей. С конца 1980-х и до середины 1990-х отмечен взрывной рост, к 2010-му их стало вдвое больше. По времени этот «взрыв» подозрительным образом совпал со всеохватным расцветом «икропорного» браконьерства. Примером может служить рост гнездовой колонии на островке Шеликан в устье реки Тауй. До конца 1980-х колония насчитывала менее 500 пар и считалась крупнейшей в ареале этого вида. Чайки питались сельдевой икрой, ловили на морских осушках идущую на нерест горбушу, летали за кормом на звероферму Армани. В начале 1990-х ферму закрыли, в лесных чащах близ Балаганного разрастались горы пищи для птиц в виде поротой рыбы — отходов деятельности «рыцарей тузлука и грохотки». Это и придавало наметившемуся росту численности чаек импульс и динамику. Сейчас колония птиц на острове остается крупнейшей — их стало в 6 — 8 раз больше. А Шеликан превратился в голую скалу, посиневшую от избытка нитратов.
В 1990 годах ареной расселения и адаптации тихоокеанской чайки стали плоские крыши Магадана. Они-то удобнее сырых уступов береговых утесов! Источником пищи для чаек стали свалки, где птицы научились распечатывать пластиковые пакеты с дарами цивилизации. Да, богатые морские литорали (приливно-отливные зона. — Ред.), окружающие город со всех сторон, по-прежнему важны для чаек. Но все же в Магадане, Оле, Соколе и других прибрежных населенных пунктах свалки — ключ к пониманию истории. Содержимое мусорных контейнеров в городских кварталах тоже идет в дело, это было и остается подспорьем для крупных, удивительно пластичных, быстро осваивающих новые возможности птиц. В этом плане, к слову, они напоминают крыс. И, увы, будущее у тех видов животных, которые научатся жить рядом с человеком: на свалках и им подобных объектах цивилизованной жизнедеятельности, мало учитывающей законы экологии, — все же есть. Этот процесс, называемый синантропизацией, наблюдается и у других видов крупных чаек — как в Западной Европе, так и в Северной Америке.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ
Тихоокеанская морская чайка (Larus schistisagus) — автохтонный, то есть здесь произошедший вид: они с дальневосточных побережий России. Гнездовой ареал простирается от Приморья до Северо-Востока. Охватывает Магаданскую область, Корякию, Камчатку, Курильские острова, побережья Хабаровского края, Сахалина. С Россией этот вид делит только Япония, он же нас и объединяет. Область зимовок охватывает южную часть Охотского моря, незамерзающие побережья Камчатки, Японского моря и Тихоокеанские берега островных гряд — Курильской и Японской.
В ТЕМУ
Тихоокеанская чайка весит 1 — 2 кг, размах крыльев достигает 1,5 м. Этика и символика природы не позволяет маленьким нападать на больших, но есть одно исключение. Чайки нападают на людей, защищая птенцов. Обычно это атакующий полет, некоторые особи позволяют себе удар лапой, иногда клювом, обычно — по затылку. Птенцы — не обязательно пушистые шарики, каких мы, умиляясь, видим в момент появления из яиц. Это могут быть выросшие и даже летающие молодые особи. Они отличаются невзрачной бурой окраской, ходят с втянутой головой, на первых порах всего опасаются, выпрашивают корм у взрослых. Их-то родители кормят и защищают. Окончательный распад семей происходит в середине сентября, но с момента вылета из гнезда (конец июля — середина августа) и до распада выводка некоторые «ответственные» родители бывают агрессивны.
Случаи нападения на детей связаны с подобными обстоятельствами.
Автор: Марина ПРАСКОВА.
Источник: http://magadanpravda.ru/articles/media/2019/8/1/oni-ryadom-oni-sinantropnyie/
© Информация с сайта magadanpravda.ru